MP3 и определение его реального качестваМы все любим слушать ту или иную музыку. Мы все хотели бы слушать качественную музыку. И если эстетическое качество определяется исключительно нашими вкусами и предпочтениями, то т.н. техническое качество зависит от более объективных показателей, один из которых битрейт.
Если рассматривать понятие «битрейт» только для характеристики аудио или видео, то тогда он будет означать количество бит информации, которые необходимы для передачи или хранения одной секунды потока данных, и измеряется он в килобитах в секунду (kbps). Естественно, чем меньше будет битрейт – тем ниже будет и качество звука, ввиду того, что при уменьшении скорости передачи данных отсеиваются определенные звуковые волны, которые на фоне более громких будут менее всего слышны. В данной теме мы поговорим о битрейте МР3-аудио (Mpeg 1 Layer 3) - формат, некоторое время назад ставший де-факто при сжатии с потерями, из-за хорошего сжатия, доступности декодеров и низких системных требований. Тесты показывают, что в большинстве случаев, битрейт в пределах от 192 kbps достаточен для результатов, неотличимых от оригинала (заводского диска), хотя справедливости ради следует отметить и то, что разница между композициями с битрейтом 192 кбит/с и 320 кбит/с будет различима простым ухом (но опять же, речь идёт об ухе, не совсем оттоптанном медведем). Плюсы данного формата для слушателей – повсеместная совместимость и поддержка почти всеми портативными устройствами. Итак, мы вооружились своим МР3-плеером (как вариант) и готовы заправить его всевозможной музыкой. Где можно найти музыку в формате МР3? Конечно же, в Интернете, а также на аудио-CD, записанных в данном формате. Разумеется, начитавшись подобных введений о битрейтах и качестве музыки, мы твёрдо для себя решаем: будем брать только лучшее. В интернете качаем раздачи с битрейтом от 192 кбит/с и выше, на прилавках магазинов выискиваем МР3-аудио-диски, у которых на обложке стоит радующая глаз цифра 320 кбит/с. И зачастую не подозреваем, что не всегда написанное соответствует реальному – вон, на заборах тоже много чего написано бывает, но это не значит, что за забором вы найдёте это «много чего». Как же определить битрейт?
Немножко порывшись в темах форума, мы узнали о программе МР3Tag – очень простой в использовании и имеющей много полезных функций, помимо определения битрейта. Установили её у себя и счастливо ею пользуемся, не подозревая, что такая безотказная малышка несовершенна... Однако, пора перейти к сути вопроса. А суть состоит в том, что всё чаще и чаще поподается МР3-аудио с искусственно завышенным битрейтом: 1. Довольно много продаваемых в России аудиокомпакт-дисков записаны "пиратами" с оригиналов, скачанных из Интернета (о таких «оригиналах» – см. пункт 2). Причем факт этот практически не зависит от того, сколько стоит диск, как он оформлен и в каком магазине куплен. 2. Качаем музыку из Интернета. Есть три варианта композиции, у одного она в 128 кбит/с, у второго - 320, у третьего вообще в Musepack (MPC) ... У которого скачаем? Правильно. Но при этом качество у всех троих одинаковое, т.к. второй и третий взяли у первого и пережали в повышенный битрейт. А с какого оригинала первый жал? С фирменного ли компакта? Или записал с радио, где битрейт – вообще от 16 кбит/с?
А в чём проблема, спросите вы? Да дело в том, что такая конвертация из более низкого битрейта в более высокий, увы и ах, никак не сказывается на качестве аудио, по крайней мере уж точно не улучшает его. Размер переконвертированного аудио увеличивается, и этот самозванец начинает становиться похожим на настоящие 320 кбит/с, даже всеми нами любимая программа МР3Tag без зазрения совести выдаст нам результат на самозванца в такие же 320 кбит/с, как и на настоящего крепыша, вот только в этой увеличившейся оболочке количество содержимого-то не осталось неизменным... Ну взяли сожержимое и переложили из маленькой коробочки в большую. Качественно что-то изменилось там, внутри? Нет. Только большая коробка занимает, естественно, больше места. Как с этим бороться, как вывести самозванцев на чистую воду? Есть одна программа, зарекомендовавшая себя с самой хорошей стороны – Portable Adobe Audition – мы будем говорить о версии 1.5 (есть и более новыt, но они предназначены, в основном, для людей, профессианально обрабатывающих звук, нам же для определения реального битрейта подойдёт что-нибудь попроще). Собственно, если кто слышал о программе Cool Edit Pro – это не просто другая более старая программа, а родная мама Adobe Audition: компания Adobe приобрела последнюю, не-shareware версию Cool Edit Pro v2.1 у компании Syntrillium Software в мае 2003 года за 16,5 миллионов долларов. Позже Adobe переименовала Cool Edit Pro в Adobe Audition. Вот о ней и поговорим. Предыстория: из домашней коллекции взят альбом BREL (исполнитель Жак Брель (Jacques Brel)) и предварительно проверим его с помощью Tau Analyzer на оригинальность (ну чтобы уж никто не сомневался, что оригинал действительно настоящий). Далее приведены скриншоты результатов анализа диска:
Как видим, результат показывает, что диск – настоящий (об этом свидетельствуют волшебные буквы CDDA)
А вот спектрограмма в сочетании с частотной диаграммой трека №3 – Viellir (ну нравится мне этот трек! – не первый и не последний, и не тот, что в серединке): Теперь я конвертирую этот самый трек №3 – Viellir: первый раз в формат МР3 128 кбит/с, второй раз – МР3 320 кбит/с с помощью любой подходящей для этих целей программы – в данном случае Easy CD-DA Extractor.
Открываем Adobe Audition и анализируем полученные аудиофайлы, держа перед собой табличку соотвествия пиковых частот битрейту: 320 kbps - 20000 - 20500 Hz
256 kbps - 19000 Hz
192 kbps - 18000 -19000 Hz
160 kbps - 16500 -17500 Hz
128 kbps - 16000 Hz
112 kbps - 14000 -15000 Hz Вот результат анализа трека с битрейтом 128 кбит/с:
Видно, что пиковые частоты – на уровне 16000 Hz, что и подтверждает битрейт 128 кбит/с. Теперь анализируем, таким же обазом, тот же самый трек, но с битрейтом 320 кбит/с:
Разница видна невооружённым глазом.
А теперь я проделаю маленькую хитрость и конвертну 128 кбит/с в 320 кбит/с с помощью программы Easy CD-DA Extractor. Что станет в этом случае с размером файла, можете посмотреть: MP3Tag с честным видом покажет вам, что битрейт данного оборотня – 320 кбит/с.
Но вот что мы получим при анализе этого самозванца с помощью Adobe Audition:
Как ни пыжится он, пытаясь впечатлить своими размерами, Adobe Audition ему провести не удаётся. Для наглядности поставим ещё раз вместе две картинки: настоящие 128 кбит/с (слева) и дутые 320 кбит/с (справа):
Ну почти близнецы-братья.
А теперь поставим рядышком дутые 320 кбит/с (слева) и настоящие 320 кбит/с (справа):
Мы пытались обмануть эту программу разными способами, в том числе конвертированием МР3 128 кбит/с в WAV, а потом этот поддельный WAV в МР3 320 кбит/с – Adobe Audition безошибочно определяла реальный битрейт 128 кбит/с.
Для сравнения приводим спектры с другими показаниями битрейта: 192 Кбит/сек 160 Кбит/сек
Last edited by Rogvald on 2010-03-28 16:17; edited 1 time in total
Часть втораяТеперь, когда Adobe Audition предстала перед вами во всей красе, настало время научить вас ею пользоваться. Инсталляция программы очень простая, если вы знаете, как включать компьютер, то сможете и программу установить. Сделано?
Открываем:
После нажатия кнопки «Import File» находим и выбираем наш файл:
После нажатия кнопки «Open» программа считывает файл, прежде чем его открыть.
Когда наберётесь достаточно опыта в использовании данной программы, вы станете замечать разницу во времени, требуемом для считывания файла с высоким битрейтом и для считывания файла с низким битрейтом. Если вы видите, что ваш МР3 файл с битрейтом якобы 320 кбит/с открывается почти мгновенно, это уже повод насторожиться:
А вот она его открыла и готова выдать вам всю его подноготную:
После проделывания указанных на рисунке манипуляций 1)-2), мы получим уже ранее виденную спектрограмму:
Однако не всегда спектр бывает такой чёткий и однозначный. Попадаются спектры с провалами, прерываниями и прочими шалостями, способными сбить с толку, запудрить мозги, завести в тупик и т.д. и т.п.
В этом случае нам на помощь придёт другой инструмент Adobe Audition – частотный анализ.
С помощью комбинации клавиш Alt+Z вызываем окно частотной диаграммы – его можно переместить в любое место, чтобы, например, оно не закрывало спектр или название нашего трека. Затем курсором мышки выделяем по нашему фиолетово-красному спектру какой-либо участок так, чтобы захватить и его левую (верхнюю), и его правую (нижнюю) части. Если какая-то чать окажется не захваченной, она преобразится из цветной в чёрно-белую – чтобы этого не происходило, при перемещении курсора по полю спектра , до начала выделения следите, чтобы рядом с курсором не появлялись буковки L или R.
Итак, выделили участок спектра (где-нибудь посередине, но при желании можно и весь спектр выделить) – и нажимаем в окне частотного анализа кнопку Scan – обязательно нужно не забыть это сделать: Итак, мы видим, что битрейт перестаёт прирастать в точке, соответствующей 20 с небольшим тысяч Гц. Опять пользуемся таблицей соответствия пиковых частот битрейту: 320 kbps - 20000 - 20500 Hz
256 kbps - 19000 Hz
192 kbps - 18000 -19000 Hz
160 kbps - 16500 -17500 Hz
128 kbps - 16000 Hz
112 kbps - 14000 -15000 Hz. Вот и всё, надеюсь, не только понятно, но и просто. :-)
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
You cannot post new topics in this forum You cannot reply to topics in this forum You cannot edit your posts in this forum You cannot delete your posts in this forum You cannot vote in polls in this forum You cannot attach files in this forum You cannot download files in this forum