FAQ по форматам (размерам) изображения на DVD

Ответить на тему
 
Автор
Сообщение

Rogvald ®

Пол: Мужской

Стаж: 1 год 10 месяцев

Сообщений: 867

Репутация: 1006 [+] [-]

Rogvald · Создавать темы 16-Янв-2015 03:33

[Цитировать] 

Из увиденного в интернете:
1) 2.35:1 - оригинальный формат многих кинокартин, т.н. OAR (Original Aspect Ratio). Таковым считается формат, в котором фильм шел в кино (не секрет ведь, что для кинотеатр - основное место проката картины).
Композиция кадра делается в первую очередь под OAR. Спецэффекты - тоже зачастую делаются только для этого формата (об этом подробнее ниже)
2) На DVD стараются выпускать фильмы в OAR, передавая задумку оператора, режиссера и т.д. Отсюда и 2.35, который на любом дисплее сегодня будет идти с полосками. Эстетам на них плевать, лицам же, которых жаба давит за неиспользованное место на экране, можно предложить а) покупать 4:3 версии (таковых полно в R1); б) зумить вручную плеером. Я лично хочу видеть картинку такой же, как в "оригинале" - в кино.
3) По поводу "обрезания" - крайне больная тема, вызывающая у непосвященных чувство, что их обокрали. Очень часто полноэкранная версия показывает какую-то часть картинки "под черными полосами". Это обусловлено одной просто вещью - особенностями съемки. Дело в том, что кинопленка имеет формат 1.37:1 - и снять широкоэкранное кино на ней можно двумя способами.
Первый - поставить линзу, которая на входе будет анаморфировать изображение и писать его вытянутым на весь кадр, в кинотеатре обратная линза в проекторе будет разворачивать картинку до нормальных пропорций (т.е. технология аналогичная анаморфу на DVD). Именно так еще с 50-х годов начали снимать 2.35:1 и успешно продолжают до сих пор. Называлось это тогда Cinemascope, сегодня - Panavision. Полнокэранное изображение в таком случае получить можно только выкинув 40% нужной информации по бокам (так называемый Pan&Scan).
Второй способ - прост до безобразия. Снимать со стандартными сферическими линзами, просто закрыв ненужные части картинки сверху и снизу. Если закрывать их на этапе съемки (т.н. hard matte) - то информация под рамкой утеряна и полный экран можно сделать опять только Pan&Scan. Но чаще снимают в полный кадр (на мониторах у оператора просто нанесена рамка нужная), а кадрируют картинку после - это soft-matte. Так сняты практически все фильмы 1.85:1. Получить полноэкранную версию в этом случае просто - убираем "черные полосы" - вуаля. Это open-matte. Есть одно "но" - в кадры начинают лезть микрофоны, декорации, эффекты опять же нужно пан-сканировать, т.к. для удешевления их делают лишь под OAR - киношный формат. Примеров глюков после open-matte - масса. Опять же эстеты - предпочитают смотреть картину, такой, какой она задумывалась, поэтому и в этом случае будут смотреть 1.85:1. Народ попроще - ликует, но стоит помнить, что эта порция экрана не несет никакой смысловой нагрузки и изначально не должна была попасть в камеру.
С 2.35:1 в этом случае тяжелее, т.к. страдает качество сильно - используется лишь узкая часть негатива, зерно большое и т.д. Поэтому до конца 80-х 2.35:1 делали лишь в Panavision. Однако, отказавшись от звуковой дорожки на пленке (она все рано уже пишется отдельно), кадр можно расширить до ~1.7:1.
Soft-matte процесс снятия 2.35:1 на такую пленку назвали Super35. И он в последнее время получил очень большое распространение. Из оригинального мастеркадра там вырезают нужную для широкого формата часть, а для видео вырезают "квадрат". В первой версии мы видим больше по бокам, во второй - снизу и сверху. Опять же, используют этот процесс не для того, чтобы для home video забацать классный трансфер - а из-за того, что процесс съемки проще, а сферические линзы - универсальнее (анаморфный Panavision имеет множество ограничений). Да и эффекты накладывать на него легче (картинка идет в нормальных пропорциях, а не сжата, как в Panavision). К слову, эффекты опять же зачастую делают только под OAR, поэтому даже в open-matte Super35 может быть обрезаны кадры со спецэффектами.
К слову, в Super35 сняты все последние блокбастеры, включая Властелина Колец - и в полноэкранных версиях можно увидеть "кое-что под рамками" - никто не хочет себе LOTR в фулскрине?
Резюмирую - 2.35:1 - это OAR, мечта эстета Если наплевать на композицию кадра, и прочие синефильские заморочки и хочется любым способом избавиться от черных полос - варианты я уже указал выше.
И сразу предупрежу - о предложениях "подрезать 2.35 до 1.85:1" или "показывать мастер кадр в Super35" можно сразу забыть, никто этим заниматься не будет, как показывает практика. Первое реализуется на плеере банальным зумом, а второе - привносит дополнительные производственные затраты. Ситуация же такова - "черные полосы" или не замечают, или не терпят вообще, а делать что-то среднее для пары процентов любителей - никто не будет.
Как это всё может использоваться на DVD:
1) фильм формата 4:3 вписан в кадр с aspect 4:3. Леттрербоксирование не нужно. Часто используемый формат, особенно для ТВ записей и старого кино. На ТВ 4:3 заполнен весь кадр.
2) фильм формата 4:3 вписан в кадр с aspect 16:9. Леттрербоксирование нужно - добавлением полос по бокам. Потерю горизонтальной четкости восполнить невозможно. Полных фильмов в таком формате не встречал, да и неправильно это. Но попался диск Скалолаз от Твистера, где заставка "Твистер" сделана именно так. На ТВ 4:3 это смотрится как квадрат, окруженный с 4-х сторон черными полосами. На ТВ 16:9 полосы были бы только с боков.
3) фильм формата 16:9 (~1,77:1) вписан в кадр с aspect 4:3. Леттрербоксирование нужно - добавлением полос сверху/снизу. В основном старые выпуски на DVD. Неоптимальное использование площади кадра. Потерю вертикальной четкости восполнить невозможно. Наша лицензия любит использовать этот формат.
4) фильм формата 16:9 (~1,77:1) вписан в кадр с aspect 16:9. Леттрербоксирование не нужно. Оптимальное использование площади кадра. На ТВ 16:9 заполнен весь кадр.
5) фильм формата 2,35:1 вписан в кадр с aspect 4:3. Леттрербоксирование нужно - добавлением полос сверху/снизу. Полосы слишком широкие -> самое неоптимальное использование площади кадра. Потерю вертикальной четкости восполнить невозможно. Часто изображение значительно менее резкое. На ТВ 4:3 и 16:9 видны полосы сверху/снизу.
6) фильм формата 2,35:1 вписан в кадр с aspect 16:9. Леттрербоксирование нужно - добавлением полос сверху/снизу. Лучший способ хранения на DVD для широкоэкранных фильмов. На ТВ 4:3 и 16:9 видны полосы сверху/снизу.
Особый случай - фильмы 1,66:1. Есть 2 варианта:
1) Леттербоксирование сверху/снизу и доведение до кадра 4:3.
2) Леттербоксирование сбоков и доведение до кадра 16:9.
Тем не менее ответ на главный вопрос: ЗАЧЕМ?
Ответ очень простой, хотя и двусложный:
1. Помимо телевизоров, компьютеров и даже плазм - огромное количество любителей кино смотрят фильмы с помощью проекторов на экране. В подобном случае чем шире - тем лучше.
2. Вам бы понравилось, если бы ваше сообщение обрезали, убрав важную по вашему мнению часть? Вот и режиссерам не нравятся, когда их кадр режут и убирают важные по их мнению части. Когда фильм остается в оригинальном виде без купюр, не только многие режиссеры рады, но и любители кино, которые смотрят фильм в том виде и формате, в каком он был задуман.
Фильм снимается в основном на 35 mm пленку, которая имеет формат 4:3.
В кинотеатрах же, в основном, фильм показывают в широкоформатном варианте.
Раньше, когда режиссеры были еще наивные, подобная операция производилась самым примитивным образом - на проекционных линзах в кинотеатрах устанавливались сверху и снизу пластмассовые полоски и соответственно вверх и низ картины не был виден.
Такой процесс назвали soft matte.
Однако, не все кинопрокатчики были обязательными. Некоторые полоски ставить забывали, или просто не хотели. И все бы ничего, но когда в любовной сцене на экране сверху начинала свисать микрофон, а снизу под краватью было видно осветителя - зритель начал ржать, а режиссеры начали сердиться.
Выход был найден довольно быстро, при дупликации пленки вверх и низ начали вырезать и оставлять вместо них черные полоски.
Такой способ назвали hard mate.
Изредка, использовали еще один способ для получения широкофрматного изображения на пленке 4:3. Прямо во время съемок применяли анаморфную (исскажающую) линзу, которая как бы сжимала снимаемую картину сбоков, из-за чего все вещи и лица выглядили на пленке истощенными. В кинотеатрах устанавливалась на проекторах специальная анаморфная линза, действие которой было прямо противоположное - раздвигать изображение в стороны, делая его опять широкоформатным.
Этот процесс получил название анаморфный.
Но все это относится к кинопленке, а не к DVD. Тем не менее начал я именно отсюда вот по какой причине:
DVD не делается непосредственно с кинопленки. Исходником служит обычно DV, D1, в редких случаях Digital Betacam, и как полный идиотизм - Beta SP. Все эти исходники имеют разные параметры, но одно у них общее - это разрешение. Оно точно такое же как и DVD - 720х480 (отсюда и далее все цифры только для NTSC).
DV, D1, Digital Betacam или Beta SP - это промежуточный этап между кинопленкой и DVD. И для того, чтобы изображение попало на эти носители, осуществляют довольно сложную и крайне дорогостоющую процедуру под названием film-to-tape transfer.
Эту процедуру, начали осуществлять не с приходом DVD, LD или даже VHS. Ее начали делать с началом телевещания, а когда появились VHS и LD (Laser Disc), то процесс пошел полным ходом.
Но сразу же, возник вопрос - а нужно ли для обычного 4:3 телевизора широкоформатное изображение, тем более что все носители имели формат также 4:3?
Каков был ответ, ты можешь легко себе представить.
Так как к тому времени уже было крайне мало кинопленок с soft matte, которые хранили изначально картинку 4:3, а даже те, которые и сохранились в необрезанных краях имели микрофоны и провода, что не могло быть использовано в конечном изображение, то трансферщикам приходилось практически всегда использовать широкоформатную картинку.
А к тому времени широких форматов было столько, что просто лень перечислять.
Скажем так - от 1,66:1 (European movies) до 2,7:1 (Ultra Panavision).
Какой сделать конечную картинку на цифровом носителе?
Выбор был не велик - или сохранять соотношение сторон, оставляя сверху и снизу черные полосы, или адоптировать ее под обычный телевизор (4:3).
С первым все было относительно просто, кроме конечно большого недовольства телевизионщиков, и подобный процесс получил название letterbox.
А вот для второго применяли один из двух процессов:
Первый был - тупо в бубну - брали ровно середину картинки, накладывали рамку 4:3, и все что оставалось по бокам просто вырезалось.
Такой процесс назвали full frame.
Когда навырезали так, что из двух себеседников по краям никого не было видно, поняли, что так дальше дело не пойдет и начали уже рамку двигать вправо-влево, в зависимости от того, что оператор трансфера посчитал наиболее важным в кадре.
Такой более осмысленный процесс получил название pan&scan.
Правда был еще один вариант - все тот же анаморф, но его применяли крайне редко.
Дело на самом деле не в том, что было мало источников, это явное заблуждение. Так как кинопленка имеет не цифровую, а химическую основу, то ее относительное разрешение в несколько раз превышает любой цифровой формат. Такая разница могла позволить абсолютно из любого источника создать анаморфное изображение. Для этого, достаточно было взять, например, обычную кинопленку и при переносе изменять разрешение по горизонтали чуть больше, чем по вертикале. В конечном итоге, на цифровом носителе было бы некое подобие анаморфной кинопленки.
Проблема была в другом, дело в том, что на тот момент, не было ни одного видеомагнитофона, LD-плеера, телевизора или даже проектора, способных работать с анморфным изображением. По стандартам VHS и LD, ни видеомагнитофон, ни LD-плеер не способны подстраивать анаморфное изображение под обычный телевизор. Они способны показать его так, как есть, то есть в вытянуто-исскаженном варианте. Тем не менее, кроме обычных VHS и LD с картинкой 4:3, выпускались не только широкоформатные (они изначально считались коллекционными специальными изданиями), но и анаморфные VHS и LD.
Подобная продукция была крайне единичной и предназначалась для владельцов Hi-End проекторов, которые хотя и не были способны работать с анаморфным изображением, но зато к ним продавались специальные приставочные анаморфные линзы (несколько тысяч долларов за штуку).
Итак, понятно, что к моменту появления DVD подавляющее большинство фильмов уже имели трансфер на цифровые носители, из которых 2/3 были 4:3, 1/3 широкоэкранные и ничтожная часть - анаморфные.
И вот тут начинается котовасия.
Студии начали делать все, что им вздумается.
Исходников считай 2 - широкоформатный и 4:3, а DVD предусматривает следующие варианты:
Full Frame - для DVD это оначает, что изображение с исходника 4:3 был прямо перенесено на DVD.
Pan&Scan - для DVD это означает, что изображение изначально является широкоформатным, и в таком виде перенесено на DVD (черные полосы сверху и снизу). Но сам плеер, демонстрирует это изображение, не как широкоформатное, а как 4:3, использую ту же самую технику, как и оператор трансфера - анализируя картинку. Естественно, сам плеер не может анализировать картинку, и для этого, во время мастеринга ставятся специальные метки, которые позволяют определять плееру какую часть широкоформатной картинки в этот момент демонстрировать на обычном телевизоре. Фактически, при этом осуществляется небольшое зумирование картинки.
Надо заметить, что на сегодня, существует лишь ничтожное количество дисков, у которых есть эта функция (специальные метки), и поэтому многие путают этот режим с режимом Full Frame.
Letterbox - широкоформатная картинка перенесена на DVD (черные полосы сверху и снизу).
При демонстрации на обычном 4:3 телевизоре эти полосы также видны.
Anamorphic - широкоформатная картинка переносится на DVD таким способом, что заполняет все пространство 4:3 (без черных полос). Таким образом, подобная картинка на самом DVD выглядит точно также, как кадр анаморфной кинопленки - вытянутые лица и истощенные вещи.
При этом, конечный результат на телевизоре зависит от следующих вещей:
- режим выставленный на самом плеере
- тип телевизора (16:9 или 4:3)
- наличие у обычного телевизора 4:3 функции широкоформатного просмотра (16:9).
На самом плеере может быть выставлен режим - widescreen или lettrebox (в зависимости от производителя эти режимы могут на разных плеерах называться по разному).
Если выставлен режим widescreen, то на телевизоре
4:3 - вытянутые лица
16:9 - правильно пропорциональное изображение
4:3 (с функцией 16:9 - функция выключена) - вытянутые лица
4:3 (с функцией 16:9 - функция включена) - правильно пропорциональное изображение (черные полосы сверху и снизу).
Для чего это нужно в последнем случае?
На самом деле, эта функция представляет собой обычное изменение развертки экрана по вертикали, которое любой мог видеть на старых типах телевизоров, когда сам крутил ручку настройки. Фокусировка луча менялась так, что все изображение показывалось только в центральной части и при этом лица становились плоские и блинообразные. В данном случае, подобный режим позволяет демонстрировать анаморфное изображение в правильной пропорции с одной стороны, и с наиболее высоким разрешением по вертикали с другой (х480).
Если выставлен режим letterbox, то в зависимости от типа плеера и производителя letterbox filter начинает производить одну из двух операций:
- у дешевых и простых плееров он просто вычитает из изображения каждую четвертую телевизионную строку, и изображение принимает правильные пропорции засчет снижения разрешения по вертикали на 25%
- у дорогих и сложных, этот фильтер начинает проихводить сложные математические операции с изображением, пытаясь по сути сделать то же самое - из 4-ых строк сотворить 3.
Правда, в зависимости от типа процесса - вычитание или преобразование - качество заметно различается.
PS. Информация к размышлению - полноэкранные версии (выпускаемые для техасских фермеров в США с телевизорами 73-года), в цивилизованной Европе - не переиздаются (разве что только вместе с широкоэкранной версией на одном диске, но отдельно - ни-ни).
[Профиль]  [ЛС] 
Показать сообщения:    
Ответить на тему

Текущее время: 21-Ноя 10:48

Часовой пояс: UTC + 2



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы