Rogvald ®
Пол: Стаж: 1 год 11 месяцев Сообщений: 869 Репутация: 1006 [+] [-]
|
Расчет битрейта и размера картинки 1. Битрейт фильма
Битрейт (bitrate)
Битрейт (англ. bitrate) — буквально, скорость прохождения битов информации. Битрейт принято использовать при измерении эффективной скорости передачи информации по каналу, то есть скорости передачи «полезной информации» (помимо таковой по каналу может передаваться служебная информация, например, стартовые и стоповые символы при асинхронной передаче, или контрольные символы при избыточном кодировании). Термин битрейт используется в двух основных значениях:
1. Характеристика канала или устройства — максимальное количество бит, которое можно передать в единицу времени
2. Величина потока данных передаваемого в реальном времени (минимальный размер канала, который сможет пропустить этот поток без задержек). Частный случай — битрейт сжатого звука или видео.
Битрейт выражается битами в секунду (бит/c, bps), а также производными величинами с приставками кило-, мега- и т. д. В форматах потокового видео и аудио (например MPEG и MP3), использующих сжатие c потерей качества, параметр «битрейт» выражает степень сжатия потока, и, тем самым, определяет размер канала, для которого сжат поток данных. Чаще всего битрейт звука и видео измеряют в килобитах в секунду (англ. kilobit per second — kbps), реже — в мегабитах в секунду (только для видео).
Существует три режима сжатия потоковых данных:
1. с постоянным битрейтом (англ. Constant BitRate — CBR)
2. с переменным битрейтом (англ. Variable BitRate — VBR)
3. с усреднённым битрейтом (англ. Average BitRate — ABR) Кодек выбирает нужный битрейт, исходя из параметров (уровня желаемого качества), причем в течение кодируемого фрагмента битрейт может изменяться. При сжатии звука нужный битрейт определяется на основе психоакустической модели. ABR — разновидность VBR, в которой кодек при сжатии придерживается заданного среднего значения. По материалам сайта - Ru.Wikipedia
Битрейт можно расчитать двумя способами: вручную и на специальном битрейт-калькуляторе. Ручной способ расчета битрейта Самая простая формула расчета битрейта приведена ниже. Результат получаем плюс-минус несколько мегабайт. Можно поступить так: рипнуть сэмпл на 1-2 минуты, и в расчете учесть его размер и продолжительность. Формулы посложнее с дополнительными эмпирическими коофициентами являются ноу-хау каждого разработчика программ-рипперов. При расчете помните, что битрейт складывается из двух потоков - видео и аудио. Формула расчета взята с сайта - VideoHelp.
Формула расчета:
(Битрейт видео кбит/сек ) (Битрейт аудио кбит/сек) = (Размер фильма мегабайт) х 8 х 1024 : (Время фильма минут) : (60 секунд)
Пример: 1066 128=700х8х1024:80:60
1066 кбит/сек - видеобитрейд
128 кбит/сек - аудиобитрейд
700 Мб - размер фильма
8 - биты
1024 - количество килобайт в мегабайте
80 - длительность фильма в минутах
60 - секунды Расчет битрейта на калькуляторах
DivX bitrate calculator. Подопция на первой закладке любой версии видеокодека DivX. Вводим размер фильма в секундах или фреймах. Указываем желаемый размер файла. Теперь осталось только выбрать битрейт для аудио дорожки, и в результате получаем нужный нам битрейт. При нажатии на кнопку "Accept" битрейт будет автоматически вписан в настройки кодека.
Битрейт калькулятор FX 3.2.3. Полезная программа для тех, кто увлекается или занимается профессиональным кодированием видео. Программа позволяет высчитать нужный битрейт видео потока и оптимальное разрешение кадра, учитывая битрейт аудио потока (или размер имеющегося аудио файла) и длительность фильма. С помощью "Битрейт калькулятора FX" Вы также сможете высчитать нужную высоту или ширину кадра при изменении его размера, не нарушая оригинального соотношения сторон (аспекта). Дополнительно в программе есть возможность перевода из одних единиц измерения в другие (Гбит->байты и т.п.), конвертер форматов времени. Сайт разработчика, можно скачать.
Advanced DivX BitRate Calc 1.95. Программа для расчета размера выходного аудио/видео файла, исходя из заданного битрейта кодека DivX и наоборот. Утилита имеет ряд возможностей, помогающих при специфических расчетах. Например, таких как "пропорциональный калькулятор" и расчет многопотокового аудио сопровождения. [URL=http://videorip.ru/page.php?id=3 &comments=1]Сайт разработчика, можно скачать[/URL].
Nick's Bitrate Calculator 1.1.08.3. Программа предназначена для расчета размера и качественных характеристик перекодированных мультимедийных файлов, а также для расчета битрейта видео и аудио, размера конечного файла, продолжительности при заданных параметрах, величины кадра (ширина х высота) и др. Pеализован расчет overhead для AVI-видео. Сайт разработчика, можно скачать.
Примечание: При использовании последних трех калькуляторов нужно учитывать, что разрабатывали их не профессионалы, поэтому возможны ошибки и глюки. Например FX 3.2.3 неправильно переводит мегабайты в гигабайты (на скриншоте - неправильно: 0.125; правильно: 1)-2. Размер фильма
Фильмы начали рипать давно, лет 10 назад. В то время еще не было формата DVD. Продавались, да и прожигались болванки на CD (650 и 700 мб). Естественно народ пытался сжать фильм до размеров одного CD или растянуть на 2-3.
Эти размеры рипов используются и сейчас (700-1400-2100 мв). Почему-то считается хорошим тоном рипнуть полуторачасовой фильм в размер 2 CD (1400 мб). Предлагаю подходойти к вопросу шире и ввести ряд дополнительных значений, исходя из размеров DVD (4464 мб). Стандартные и дополнительные размеры фильма
Тип !Размер! Размер в байтах ! - Мб ! - Гб ! Время фильма
----------------------------------------------------------
CD 1/2 367.001.600 350 0.34 30-40 мин
CD 1 734.003.200 700 0.68 60-80 мин
CD 2 1.468.006.400 1400 1.37 90-160 мин
CD 3 2.202.009.600 2100 2.05 180-240 мин
----------------------------------------------------------
DVD5 1/6 780.140.544 744 0.73 1ч25м-1ч35м
DVD5 1/5 936.378.268 893 0.87 1ч35м-1ч45м
DVD5 1/4 1.170.210.816 1116 1.09 1ч45м-1ч55м
DVD5 1/3 1.560.281.088 1488 1.45 2-3 часа
DVD5 1/2 2.340.421.636 2232 2.18 3-4 часа
DVD5 1 4.680.843.264 4464 4.36 не рекомендую
----------------------------------------------------------
1. Размер фильмов привязан к размерам CD(700) & DVD(5).
2. Для перевода байт в мегабайты нужно разделить 2 раза на 1024.
3. Для перевода мегабайт в гигабайты нужно разделить размер на 1024.
-3. Размер картинки
На DVD фильм бывает 3х форматов - 4:3, 1.85:1 (16:9) и 2.35:1. Для начала приведу несколько общих соображений: Размер по горизонтали должен быть кратен 32, и размер по вертикали должен быть кратен 16. Это нужно для максимальной совместимости и максимальной скорости воспроизведения, в противном случае могут возникнуть большие проблемы с оверлеем (не будет включаться), что повлечет за собой сильные искажения изображения и рывки при просмотре. Также могут возникнуть серьезные проблемы при попытке вывести видео на TV-OUT, так что я ОЧЕНЬ рекомендую делать разрешение кратное 32х16.
- Примеры правильных размеров: - 704x352; 672x288: 640х304; 576x320; 512x384.
- Примеры неправильных размеров: - 720х576; 560x320; 480x360.
6 ошибок начинающих рипперов
6 ошибок начинающих рипперов Одним из основных заблуждений многих рипперов является то, что они думают, что чем выше разрешение кадра, тем лучше. И часто вообще в рипе используют кадр типа 720х576, утверждая, что именно на двд такое разрешение, поэтому и картинка такая классная на двд. Но при этом забывают КАКОЙ битрейт обеспечивает такой кадр. А битрейт порядка 5000-10000 кбит\с. Понятно, что рип с таким битрейтом не имеет никакого смысла, потому что размер файла будет огромным.
Особенно много в последнее время, к примеру, встречается рипов с кадром 640х480 при битрейте явно недостаточном и как следствие этого на сценах с активным движением картинка распадается на квадраты квантизации. Рассмотрим этот вопрос с точки зрения цифр.
Представим себе площадь кадра как состоящую из блоков 16 на 16. 16х16 - очень удобно. Значит площадь кадра будет 256 точек. То есть( 640х480)/256= (307200)/256= 1200. Получаем 1200 блоков у такого кадра. Опыт показывает, что для того, чтобы кодек хорошо закодировал кадр нужен поток видеоданных не менее 1.5-2 кбит\с на один блок. То есть для кадра в 1200 блоков поток видеоданных должен быть 1800-2400. Если видеопоток будет маленьким (меньше 1000) при таком кадре, то кодек не сумеет закодировать такое высокое разрешение кадра надлежащим образом и вся картинка будет в квадратах квантизации. Такой кадр очень большой и его нужно использовать редко и уж во всяком случае не при рипе с тв. Если это не саттелитный рип, а просто захват с тв, то такое разрешение вообще не имеет смысла.
При рипе с двд можно положить и более высокий размер картинки, но обязательно помнить, что при битрейте где-то в пределах 1400 кбит/с совершенно прекращается прирост качества, а происходит просто раздутие размера файла и вы просто будете релизить потом бесполезные пару сотен лишних мб, а мы - их качать. То есть, смысла в битрейте 1800кбит\с не больше, чем 1350-1400. Но в тоже время, чем больше площадь кодируемого матераила, тем больший поток видео нам требуется. Еще одна из распространенных ошибок (особенно у начинающих) - высокое разрешение при неадекваатно низком битрейте. То есть возникает противоречие между желаемым и реальной возможностью. Желание как правило полуторочасовый фильм или 50-и минутную серию сериала запихнуть соответственно в 700мб и 350 мб. При этом площадь кадра просто огромна (от 640х480 и выше). Совершенно ясно, что для того, чтобы кодек хорошо закодировал такую площадь требуется очень высокий битрейт (как я уже говорил: ~ 2 кбит\с), при котором такой фильм или серия никак не могут уложиться в эти желаемые риппером размеры файлов, если, конечно, интересует качество. Поэтому рипперы идут совершенно естественным и логическим в таких случаях путем, но одновременно и самым худшим из всех: просто уменьшают битрейт настолько, насколько это нужно, чтобы достичь желаемых 700 мб или 350 мб. Ни о каком тогда качестве рипа, естественно, речь идти не может. Это будет просто плачевное зрелище. Отсюда мы часто можем наблюдать в рипах сплошные квадраты, особенно на динамических сценах. (Об этом я уже писал выше). Чтобы сделать рип с кадром высокого разрешения смотрибельным, мы должны положить достаточно высокий битрейт и тем самым прийти к большему размеру файла. Третья ошибка заключается в неправильном выборе звуковой дорожки. В последнее время очень много рипов на два диска, то есть полтора гига на полуторочасовой фильм. Зачастую это из-за АС3 звука. А нужно ли это? Хотелось бы заметить, что бесполезно использовать ас3 в фильмах, которые изначально имели моно или просто стерео дорожку. Старые фильмы. Глупо делать рип фильма, к примеру, "Берегись автомобиля" с ас3, если звук там изначально не был таким. Четвертая ошибка заключается в применении нестандартных размеров кадра. Новички несоблюдают соотношение сторон - 32/16. И даже применяют параметры большие исходного DVD. Однажды я скачал такой рип, железный плеер отказался читать. Пятая большая ошибка заключается в том, что кадр элементарно не кропируется, то есть не обрезаются черные полосы по сторонам кадра и сверху и снизу. В результате львиная доля битрейта уходит на кодировку никому не нужных черных полос, вместо того, чтобы полностью лечь на полезную часть кадра. Кроме того при этом возникают ошибочные пропорции. Кстати, о пропорциях... Шестая - это искажение проппорций. Желательно найти в фильме кадр с круглым предметом, который по определению должен быть круглым (колесо и т.д., только обязательно в фокусе, а не ракурсе) и по нему выстраивать пропорции. Можно также использовать кадр с квадратом, тоже легко установить пропорции.
Для повышения качества изображения, нужно либо увеличивать битрейт, либо прямо пропорционально понижать площадь картинки. Для определения приблизительного качества во многих программах даже введено специальное поле - Quality Rating - измеряемое в битах\пиксель. Для его определения берется средний битрейт и делится на количество кадров в секунду и на площадь картинки. Хорошим значением будет 0,250 - 0,350. Большие значения это не страшно, а при меньших качество будет уже страдать.
К примеру, мы закодировали фильм PAL с разрешением 640х288 и битрейтом 1470 и нам очень понравилось качество. Теперь мы хотим закодировать с таким же качеством фильм NTSC в формате 4:3.
- Qr первого фильма: 1470*1000 / ( 25*640*288) = 0,319.
- Qr для второго фильма при разрешения 512х384: 1470*1000 / (29,97*512*384) = 0,250, что является уже граничным значением. А для NTSC фильма переконвертированного в 23,976 получится вполне неплохое значение - 0,312.
Однако не надо обольщаться - Qr является искуственной величиной, и о реальном качестве говорит все-таки мало. Тем не менее приведенные выше значения могут вам помочь поначалу заранее оценивать качество, и при необходимости увеличивать количество СД для фильма, переконвертировать АС3 в mp3 или уменьшать площадь картинки.
С другой стороны, необходимо учитывать, что при уменьшении картинки каждый блок будет более насыщен деталями, и будет требовать больше битрейта. Другими словами, вполне возможно, что лучшего результата вы добьетесь, если возьмете следующее по величине разрешение, в данном случае 544х400. (Если совсем точно, то 544х408, но т.к. мы договорились ставить по вертикали значение кратное 16, то надо смотреть по фильму что будет лучше - 544х400 или 544х416). Таблица предпочтительных разрешений для соответствующих битрейтов
Bitrate\Format ! 4:3 ! 1.85:1 ! 2.35:1 ! 2.35:1 обрезанное
------------------------------------------------------------
1600 576x432 640x352 640x272 640x304
------------------------------------------------------------
1400 544x400 608x336 640x272 640x304
------------------------------------------------------------
1200 512x384 576x320 608x256 608x288
------------------------------------------------------------
1000 512x384 544x304 576x240 576x272
------------------------------------------------------------
<1000 480x352 512x288 544x224 544x256
------------------------------------------------------------
< 800 448x336 512x288 512x208 512x240
Готовый фильм нужно проверить на соблюдение пропорций. Чтобы убедиться что все прошло нормально, открываем получившийся файл в Media Player'е. Если же изображение вам покажеся вытянутым (приплюснутым), то просто уменьшите (увеличьте) размер по вертикали на число кратное 16, вместо 640,304 надо поставить 640,288 (640,320) и т.п. Примерно за 30 секунд до конца титров у 99% ДВД есть кадр с кругом. По нему очень удобно ориентироваться.
Конечно же, необходимо также обращать внимание на динамику фильма, на качество записи, на количество в фильме быстрых и медленных сцен и т.д. и т.п.. К сожалению я не могу дать готовой формулы на все случаи жизни, могу лишь посоветовать держаться вышеприведенной таблицы как золотой середины. Если вы ее будете придерживаться, в худшем случае вы получите приемлемый результат, а в лучшем - превосходное качество. Теперь о том, что это за формат такой "2.35:1 обрезанное". Стандартно формат 2.35:1 содержит картинку 720х304. Если мы ее смасштабируем в 640, то получим (640/2.35)=272, т.е. 640х272. На мой взгляд, такую картинку хорошо смотреть в кинотеатре на широкоформатном экране, но никак не дома на мониторе 4:3 (и даже не на телевизоре 16:9). Если мы оставим картинку в исходном формате, то при просмотре мы будем видеть лишь узкую полоску в центре экрана.
Я же предлагаю исходную картинку 720х304 не скалировать, а обрезать по 40 с каждой стороны до размера 640х304. Поверьте моему опыту, абсолютно никакой потери информации при этом не происходит, т.к. вся информативная часть находится в центре картинки, на 60% вписываясь в 4:3 (416:304), на 90% в 16:9 (544:304) и на 100% вписываясь в наш размер (640:304).
Если вы все еще сомневаетесь, включите при просмотре DVD опцию Pan &Scan 1.85:1 в PowerDVD. (Меню вызывается во время проигрывания правой кнопкой мыши. Эта опция доступна только в полноэкранном режиме)
Посмотрите DVD в таком режиме (для 2.35:1 фильмов я пользуюсь им всегда) и если вы не почувствуете никакого дискомфорта, смело обрезайте по 40 пикселей с боков. Что касается аудио битрейта, то большинству фильмов за глаза хватает 128 ABR mp3 дорожки. ABR (VBR) из-за того, что в фильме в отличие от музыки очень часто встречаются сцены с тишиной, на которую совершенно незачем тратить такой драгоценный битрейт. Если же вы решили сделать 2х дисковый рип для себя, и битрейт позволяет задуматься о АС3 (на все про все >1600 или на видео >1300), и если фильм этого заслуживает (много хороших спецэфектов или хорошая музыка), то оставляйте AC3 дорожку. Однако, не стоит злоупотреблять AC3 дорожками при рипе для других. В музыкальных фильмах вполне достаточно стерео MP3 дорожки с величинами 192-256 Kbps. У значительного большинства дома Dolby Digital 5.1 аппаратуры нет. Так зачем гонять лишние 200-300 мб по Интернету?
Советы по качеству рипа
Советы по качеству рипа Чтобы достигнуть желаемого качества, в первую очередь изменяем разрешение картинки. Не стоит делать его слишком большим, крайнего значения в 640 по ширине вполне достаточно. Лучше за счет сэкономленного места сделать чуть качественней звук. Но не стоит также делать и слишком маленькое разрешение. Рекомендованное минимальное значение 512, картинка с меньшим разрешением выглядит очень замыленной и абсолютно не тянет на качественный рип.
Звуком пренебрегать не стоит, но и делать его слишком качественным не нужно. Для подавляющего большинства фильмов достаточно 128 кбит/с с переменным битрейтом. При необходимости можно опустить это значение до 112 и даже до 96. Всё зависит от того, какое звуковое сопровождение применяется в фильме. Если играет много музыки то минимальный битрейт для таких фильмов 112, если музыка выступает лишь фоном в фильме то можно ставить 96. В документальных фильмах где музыки нету, только голос комментирующий события – спокойно можете опускать битрейт до 64. Этого значения достаточно для передачи голоса человека.
Есть также мнение, что лучше использовать оригинальную AC3 дорожку, там и качество звука очень высокое и 6 каналов, но… Самым главным «недостатком» является размер этой дорожки, значения которого колеблется от 300 до 450 Мб. Даже в рип на 2 диска далеко не всегда удаётся засунуть такой размер звука при сохранении качества картинки. Даже если делать рип с двумя mp3 дорожками (перевод оригинальная) их суммарный размер будет меньшим нежели одна AC3.
Ну и конечно совершено ни к чему делать АС3 звук в фильмах в которых его нет. Например в старых фильмах, которые в процессе ремастеринга обзавелись 6 каналами звука. Их там нет, есть лишь их подобие – старые фильмы не делались с расчетом на 6-ти канальный звук. Есть, конечно, исключения (например «старые» Звёздные Войны), но таких фильмов крайне мало.
Нужно исходить из того, на сколько дисков делается рип. Если на 1 диск, то о двух дорожках нормального качества, и тем более АС3 звуке можно забыть. Максимальное разрешения в таких фильмах 640 при сохранении качества картинки. Если на 2 диска, то можно немного поднять битрейт звуковой дорожки, или добавить второю звуковую дорожку в формате mp3. Если качество картинки настолько высокое, то можно позволить себе АС3 звук.
Так же нужно знать, что есть фильмы, которые очень плохо сжимаются. И даже при продолжительности в 80 мин (1:20) не «хотят» влезать на 1 диск в нормальном качестве. По материалам сайта - 25 кадр
-4. Подведем итоги Я рекомендую для раздач на треккере делать 2 рипа с DVD: один "бюджетный" со средними характеристиками, а другой с максимально качественными. Возьмем фильм продолжительностью 1:25 мин, его параметры составят 700 мб (1CD), 512x384, 1050 Kbps, 128 Kbps для "бюджетного" рипа. Для рипа пошикарнее возьмем 1400 мб (2CD), 544x400, 1450 Kbps, AC3 6 ch, 448.00 kbps.
Запомните: для лучшего качества, необходим повышенный битрейд и пропорциональная ему картинка. Если после вычисления битрейта вы уложились в 1200 (терпимое/хорошее качество), а еще лучше в 1400 (очень хорошее/отличное качество) то можете считать, что фильм уже у вас в кармане, т.к. все остальное дело техники (читай, компьютера), а все что зависело от вас вы уже сделали!
|